Когда дети начинают говорить – нормы развития речи

В течение первых двух лет жизни ребенка родители только догадываются о том, что пытается сказать малыш своим бессвязным лепетом. Мама и папа только догадываются, когда малыш голоден, расстроен или нуждается в смене подгузника. Было разработано новое приложение, которое переводит речь грудничка на понятный взрослому человеку язык.

Новое приложение

Исследователи из Международного исследовательского центра развития младенцев создали уникальное приложение Goo-goo Translate, которое использует встроенный искусственный интеллект для перекрестной ссылки на крики вашего ребенка против тысячи запрограммированных звуков. Это сделано для того, чтобы лучше понять желания ребенка. Например, ребенок плачет на частоте более 200 Гц с короткими промежуточными перерывами, что означает «я хочу кушать».

Новое приложение

В течение пятилетнего исследовательского периода специалист по новорожденным, доктор Дункан Биггс, и команда программистов записали более 10 000 детских криков и бессвязных разговоров. Простое «го-га-ха-ха» означает «возьмите меня кто-нибудь уже на ручки».

Гуление и лепет

В первые два месяца малыш все свои эмоции может выражать исключительно плачем, разве что с разными интонациями. Ближе к трем месяцам появляется первое словечко — «агу». Гуление возникает благодаря случайным позициям, которые занимают губы, язык, гортань, то есть органы, входящие в голосовой аппарат. Оно происходит одинаковым образом у всех младенцев мира. Начиная с этого возраста с грудничком надо стараться побольше разговаривать. Не надо думать, что он ничего не понимает. Главное, он будет привыкать к звучанию родной речи, а немного позже — копить пассивный словарь.

После полугода гуление переходит в лепет. Карапуз начинают выговаривать и повторять простые слоги — ма, ба, да и другие. В это время малыш, можно сказать, настраивается на особенности того языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. А если до восьми месяцев нет признаков лепета, то это повод проверить слух младенца.

Гуление и лепет

Приблизительно после восьми месяцев лепет начинает меняться. Он становится более продолжительным, эмоционально окрашенным, слоги повторяются по несколько раз. Часто в этот период родители ошибочно радуются, считая, что малыш сказал первые слова. Но в большинстве случаев многократно повторенное «мама» или «папа» не несет никакого смысла. Ребенок просто повторяет слоги за взрослыми и тренирует свой речевой аппарат.

Читайте также:  Аутизм у детей: признаки

Зато у него появляется заметное понимание некоторых слов. Например, если мама постоянно проговаривает названия предметов с карапузом, то он на очередной вопрос «где часы?» повернет голову в их направлении. Также он с удовольствием подражает взрослым в простых действиях — пробует пить из чашки — и очень радуется, когда его понимают.

Нормы речи в года

Дети развиваются индивидуально, поэтому нормы речи всегда устанавливаются по среднему показателю. Задержку речи в 2 года еще не диагностируют, а на любые тревожащие вопросы ответит детский невролог. Если родители переживают из-за речи, лучше записаться к нему на прием.

Что считается нормой в 2 года:

  • ребенок говорит много, имеет в запасе от 10 до 300 простых слов;
  • малыш пытается строить короткие предложения, часто из 2 слов;
  • здоровается и прощается (или машет ручкой);
  • отвечает на вопросы «да», «нет»;
  • понимает речь и просьбы взрослого;
  • показывает рукой на предметы, пытается дать им название.

Текущие нормы устанавливаются для детей от 2 до 3 лет, соответственно, не нужно требовать невозможного от малыша, которому только исполнилось 2 года. Логопеды призывают прислушиваться к своему сыну или дочке и следить, как меняются их достижения от месяца к месяцу. Бить тревогу следует, если проходит 2-3 месяца, но уровень развития остается прежним.

Важно! Слова, которые произносит малыш, звучат нечетко. Их хорошо понимают только мама и папы, которые проводят с ребенком много времени. Для других взрослых многие фразы могут быть неясны.

Как помочь ребенку?

В 2 года выявить большинство отклонений поможет невролог, который в свою очередь порекомендует других специалистов, необходимых для диагностики. Это и отоларинголог, и сурдолог, и стоматолог. В случае дефектов органов артикуляции, например, укороченной подъязычной связки, необходима консультация хирурга. Также немаловажное значение имеют такие педагогические сотрудники, как логопед, дефектолог, психолог.

В таком юном возрасте, малыш может получать педагогическую помощь через маму. Возможно крохе показан логопедический массаж. В этом случае специалисты продемонстрируют маме, какие приёмы можно использовать, чтобы помочь и не навредить ребенку.

Как разговорить молчуна?

Хочется предостеречь родителей от распространенной ошибки. Известно, что молчунами называют детей, которые все понимают, но ничего не говорят. Однако, когда такие малыши просят дать им что-либо и показывают на предмет, родители делают вид, что не понимают, и просят объяснить словами. Такое поведение ранит малыша. Он перестает доверять родителям и воспринимать их как «своих».

Нужно понимать, что ребенок молчит не из «вредности», а потому, что говорить ему мешает какая-то проблема (например, неправильное восприятие звуков). Специалисты рекомендуют другой прием.

Нужно читать хорошо известные ребенку стихи и петь детские песенки, не договаривая концовки. Мозг устроен таким образом, что всегда стремится завершить мелодию или стихотворение, если они заканчиваются на неустойчивой ноте. Поэтому у малыша непременно возникнет потребность закончить услышанное.

Очень полезны для развития речи мелодии, заканчивающиеся на открытых слогах. Например, известная песенка «Далеко-далеко, на лугу пасутся ко…», где родитель будет петь в слове «далеко» только два первых слога, а ребёнок — заканчивать.

IV период.  Школьный (от до лет).

I период.  Подготовительный (от 0 до 1 года).

Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.

К двум месяцам  первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции  (радость, повизгивание, хныканье).

     К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.

   К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию. 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители. Вне «комплекса оживления», без эмоциональной стимуляции гуление возникает уже с 3,5 мес. (Е.М. Мастюкова).