Дислексия у взрослых: симптомы, причины возникновения, терапия

Некоторым из нас приходилось видеть детей, читающих снизу-вверх и справа налево, переставляющих буквы при чтении, смешивающих или путающих слоги.

 Дислексия — неспособность к обучению

Некоторые дети в младшем школьном возрасте сталкиваются с проблемами при обучении чтению, что вызывается трудностями восприятия и понимания письменной информации. Эта патология обычно имеет причиной не умственные отклонения, часто она носит психологический характер.

В отдельных случаях отклонение проявляется лишь во взрослом возрасте, но в большинстве случаев это происходит еще в дошкольный или младший школьный период. На данный момент, по статистике, более 15 процентов людей имеют подобное отклонение.

Ученые говорят, что заболевание может иметь генетическую предрасположенность и процесс в этом случае может зародиться уже в внутриутробный период. Это влияет на развитие мозга.

Но отмечаются и другие факторы, которые прямо и косвенно могут являться причиной появления недуга. К ним относятся:

  • возможные травмы головного мозга,
  • повреждения органов нервной системы в период фетального развития внутри матери,
  • инфекционные или вирусные заболевания в период внутриутробного развития,
  • кислородное голодание плода в период вынашивания или обвитие пуповины,
  • несвоевременная отслойка плаценты, роды преждевременные или патологические.

Суть дислексии заключается в затрудненном восприятии письменной информации: при чтении человек путает отдельные буквы и звуки, не вполне осознает смысл прочитанных слов, испытывает трудности в построении логических цепочек на основе прочитанного и не в состоянии воспроизвести смысл текста.

Сопутствующие симптомы при этом – сложности с дикцией, восприятием и воспроизведением чисел. Часто страдающие данной проблемой рассеянны и невнимательны.

Основной физиологической составляющей возникновения этой патологии является отсутствие активизации всех зон головного мозга, отвечающих за нормальное функционирование процессов восприятия, осознания и воспроизведения текста.

Согласно исследованиям, во время чтения задействовано три основных зоны мозга: центр Брока, обеспечивающий моторную организацию и анализ речи, а также две зоны, специализирующиеся на понимании и визуальном представлении речи.

Фактическим отличием дислектиков от остальных людей является нарушение активности двух последних участков мозга. При чтении у них работает только зона Брока. Таким образом, дислектики испытывают трудности с правильным восприятием графических образов, что мешает им осуществлять полноценный процесс  чтения и понимания текста.

Причины возникновения отклонений

Исследования показывают, что точные факторы развития данной болезни установить невозможно. Но все же выделяются причины, которые чаще всего вызывают эту проблему, по данным специалистов, следующие:

  1. Расположенность на генетическом уровне;
  2. Осложнения во время беременности матери больного – интоксикация любого характера, перенесение гриппа, краснухи, герпеса, кори и других инфекционных заболеваний, порок сердца матери или плода;
  3. Поражения мозговых функций ребенка, что вызывается неправильным развитием пуповины при беременности, асфиксии плода или тяжелыми и длительными родами;
  4. Травмы головы;
  5. Инфекционные заболевания в раннем возрасте, сопровождающиеся осложнениями и некоторые другие факторы.

Влияние социальных факторов

Дополнительно на развитие дислексии могут повлиять социальные факторы – особенности микроклимата в семье, отсутствие своевременных занятий с ребенком или наоборот, слишком раннее обучение грамоте.

Часто эта проблема развивается на фоне двуязычной семьи или в результате переучивания врожденного левши. В целом патология никогда не стоит отдельно от общего неврологического и психоэмоционального состояния человека, его социального окружения и уровня воспитания.

Одним из весомых факторов, вызывающих это отклонение – преобладание образного мышления над конкретным, что свойственно многим творческим личностям, в особенности людям, занимающимся искусством.

Дислексия у взрослых

Обычно дислексия у взрослого является следствием не оказанной логопедической помощи в детстве. Зачастую, она появляется в зрелом возрасте при появлении у человека расстройства интеллектуальной сферы, или когда нарушение затрагивает область слухового восприятия информации. Это провоцирует возникновение трудностей, так как сигналы, поступающие в мозг, искажаются, обрабатываются неточно.

Читайте также:  Изжога после еды: причины возникновения и лечение

Также проблемы с чтением могут появляться вследствие полученной травмы или пережитого психологического потрясения. Дислексия, возникшая у взрослого человека, приводит к дезадаптации. Поэтому важно своевременно обратиться к логопеду и получить эффективную помощь в преодолении данного нарушения.

Признаки дислексии у взрослого:

  • Неправильное, искажённое произношение сложных, длинных или малознакомых слов.
  • Ошибки при чтении графически сходных слов.
  • Безграмотное письмо, множественные грамматические ошибки, бедность словарного запаса, сложность в написании писем, заявлений и других самостоятельных высказываний.
  • Низкая скорость чтения и трудности при запоминании прочитанного.
  • Трудности при простейших арифметических вычислениях. Они могут быть признаками дискалькулии.

Люди, имеющие дислексию, нуждаются в постоянном наблюдении специалистов. Проведя полное обследование, логопед разрабатывает план коррекционной работы, опираясь на индивидуальные особенности человека и тяжесть нарушения.

Хотя трудность чтения является отличительной чертой дислексии, особенно у детей, большинство взрослых с дислексией могут читать и разработали стратегии преодоления трудностей чтения. Взрослые с дислексией могут также иметь ряд других характеристик, таких как проблемы с памятью.

Однако люди с дислексией не имеют проблем со словарным запасом и речью.

Взрослые с дислексией часто сталкиваются с широким спектром неспецифических психических, эмоциональных и трудовых проблем.

У них может быть низкая самооценка, они могут испытывать стыд, унижение или неуверенность в своей способности работать или учиться.

Они могут казаться очень умными или хорошо сдавать анализы интеллекта, но не успевать на работе или в школе.

К другим симптомам относятся

  • Проблемы со зрением при чтении: Взрослые с дислексией могут быть очень чувствительны к бликам, цвету бумаги или слов. Изменения в шрифте, цвете или других характеристиках слов могут затруднить чтение взрослым с дислексией.
  • Сложность фокусировки при чтении: Взрослые с дислексией часто теряют свое место, чувствуют, что слова двигаются или перемешиваются, или находят чтение очень напряженным.
  • Редко или никогда не читал для удовольствия: Дислексия усложняет чтение, поэтому многие взрослые люди, страдающие дислексией и любящие обучение, могут избегать чтения, предпочитая вместо этого другие способы обучения.
  • Трудности с письменным общением или тестированием: Например, взрослый человек с дислексией может быть высококвалифицированным на своей работе, но не хочет сдавать письменный тест для перехода на следующий уровень. Они могут обнаружить, что коллеги или руководители жалуются на их отчеты или другие письменные сообщения.
  • Смущение очень похожих слов или букв при написании или чтении.
  • Трудности с записью сообщений или отчетов: Взрослые с дислексией могут забыть, что они писали, с трудом следовать по цепочке мыслей или неправильно транскрибировать сообщение.
  • Сбивая с толку левое и правое, или иным образом борясь с пространственным рассуждением: Например, человек с дислексией может испытывать трудности с чтением карты, особенно если карта содержит написанные слова.

Психологические трудности при дислексии

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей. К психологическим трудностям при дислексии относятся:

  • эмоциональная нестабильность;
  • изменчивость настроений;
  • склонность витать в облаках;
  • психологический дискомфорт;
  • трудности концентрации на одной деятельности;
  • склонность быстро терять интерес;
  • непосредственность;
  • неуверенность в себе;
  • подверженность скуке;
  • стремление уйти от действительности;
  • рассеянность и мечтательность;
  • проблемы идентификации: я кто? я какой?
  • высокий уровень тревожности;
  • страх ошибки.

Причины дислексии

Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.

Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.

К дислексии нельзя отнести аномальные движения глаз и зрительно-перцептивные проблемы, хотя они также влияют на изучение и понимание слов.

Причины дислексии

Расстройство чтения проявляется в одних и тех же постоянно повторяющихся ошибках. Главным нарушением при дислексии является неспособность к слиянию слогов при чтении, беглому чтению целыми словами и пониманию прочитанного. Связано это с несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс чтения. Эти функции оказываются несформированными по разным причинам: или из-за повреждения определенных мозговых структур, или под влиянием неблагоприятных социальных условий для их формирования. Правомерно включить дислексию в категорию клинических случаев задержки психического развития на фоне церебростенических нарушений. Выделяют несколько причин дислексии:

  1. Наследственная предрасположенность. Возможна генетическая особенность строения головного мозга. Ученые выявили особый ген 15 хромосомы, при повреждении которого возникает дислексия.

  2. Органическое поражение зон головного мозга, отсутствие асимметрии полушарий в зонах, обеспечивающих овладение речью.

  3. Функциональные причины. Внешнее воздействие патологических факторов: гипоксия плода во время беременности, токсическое воздействие на плод медикаментами, наркотиками, алкоголем, несовместимость крови матери и ребенка, инфекции во время беременности (краснуха, герпес, хламидиоз), механическое повреждение головного мозга при родах. Причиной возникновения дислексии может быть неправильная речь в окружении ребенка, недостаток внимания к развитию речи, двуязычие, дефицит или отсутствие речевых контактов.

Коррекция дислексии

Лечение дислексии осуществляет логопед.

У детей младшего возраста используются игровые задания на основе рисунков и вырезанных картинок, тренирующие узнавание букв. Эти упражнения интегрируются и в изучение других предметов. Используется пропевание слогов, поскольку для детей с дислексией затруднителен долгий выдох с одновременным произнесением звука. Применяются задания «найти букву», «закончить слово», «сложить буквы» из кубиков, «узнать буквы после зачеркивания», «узнать букву в зеркале».

У детей постарше корректирующие упражнения похожи на привычные задания по русскому языку. Отличия заключаются в количестве, длительности, детальности и интенсивности заданий. Ребенку может потребоваться около 1000 раз повторить разницу между приставкой «в» и «на» на примерах, прежде чем этот материал закрепится.

Эффективным методом считается изучение иностранных языков. Английский язык фонематически труднее русского, и работа с чтением английских слов облегчает освоение родного языка.

В России одной из принятых методик лечения дислексии является система А. Н. Корнева.

Лечение дислексии

Всем родителям специалисты рекомендуют в качестве профилактики провести осмотр дошкольника на предмет выявления признаков такого заболевания, как дислексия. Симптомы, скорректированные вовремя, не будут осложнять ребенку процесс обучения в школе. Упражнения, корректирующие данные отклонения, назначаются, исходя из формы дислексии.

При оптической дислексии лечение проводится с использованием специальных очков и упражнений для зрения. При других видах расстройства применяется фонетический курс, специальные упражнения для коррекции именно определенного вида такой патологии. Также назначаются упражнения, развивающие моторику, память, внимательность. Британские ученые даже доказали, что изучение дислексиками иностранных языков помогает преодолеть отставания по другим предметам.

Коррекция дислексии у младших школьников дает хорошие шансы устранить проблемы. Больные не излечиваются полностью, а приобретают навыки, с которыми признаки дислексии исчезают вовсе. Иногда другая часть мозга берет на себя функции поврежденной, и тогда говорят: ребенок перерос. Медицинская помощь ускоряет выздоровление.

История знает массу примеров того, как люди, страдающие дислексией в школе, становились известными и успешными. Генри Форд был дислексиком. Знаменитая Мерлин Монро, секс символ нашего времени, Том Круз. Кому не известны их имена?

Лечить эту болезнь можно и нужно, и чем скорее будет поставлен диагноз дислексии и назначено лечение, тем быстрее ребенок избавится от этого заболевания, и тем меньше неприятностей оно принесет. Будьте здоровы!

Классификация и основные формы дислексии и виды дислексии

Не все люди, страдающие дислексией, имеют одинаковые признаки заболевания. Существует шесть видов этого расстройства. Среди них:

  1. Оптическая дислексия. Ребенок может читать зеркально, соскальзывать на другие строчки, не разбирает буквы, состоящие из похожих элементов (например, П и Н).
  2. Фонематическая дислексия. Это наиболее частая проблема младших школьников: перестановка слогов в слове, искажение и путание структуры слова при чтении.
  3. Аграмматическая дислексия. Это неразвитая речь, ошибки в грамматическом построении предложения (например, «белый курица», «я хочу идти дом» и т.д.)
  4. Семантическая дислексия. Ребенок читает бегло, но не воспринимает прочитанное слово как часть текста и не понимает смысла прочитанного.
  5. Мнестическая дислексия. Выглядит как сложности в распознавании букв при произношении слова. Пациент не связывает звук и букву, которая его обозначает.
  6. Тактильная дислексия. Этот тип расстройства характерен для слепых людей. Пациент путает буквы в процессе чтения по Брайлю.

Любой из видов дислексии требует особого внимания специалистов и в первую очередь – родителей. Помните, что дислексия и дисграфия – не признаки отставания в развитии, а всего лишь особенность Вашего ребенка. Большинство таких детей в остальном развитии ничем не отличается от своих ровесников, обладает различными способностями и находит свое место в жизни.

Симптоматика дислексии у взрослого человека

Можно сказать, что человек обладает дислексией, если он:

  • Неправильно понимает значение слов.
  • Не может связать между собой предложения.
  • Имеет минимальный словарный запас.
  • Неправильно произносит звуки, буквы или же пропускает их непосредственно во время чтения.
  • Трудно понимает мимику окружающих людей.
  • Во время чтения появляется головная боль, сильная усталость или даже плаксивость.
  • Возникают серьезные проблемы с каллиграфией.
  • Присутствует путаница в последовательности определения (не может точно сказать, какой год или день, время суток и прочее).
  • Сильная рассеянность, очень плохая память.
  • Во время чтения слова больше угадывает, чем читает.
  • Не запоминает или не понимает тот текст, который только что был прочитан.
  • Очень медленно читает, чаще по слогам.
  • Во время написания простого текста или же его списывания допускает огромное количество ошибок.
  • Плохо запоминает имена, что не позволяет полноценно работать.
  • Такие люди очень раздражительны и эмоциональны – могут возникать приступы необоснованной плаксивости, реже агрессии.
  • Человек плохо ориентируется в пространстве, может нарушаться координация движений.
  • Присутствует сильно выраженное чувство справедливости.
  • Такие люди носят только цифровые часы.
  • Могут необычно держать ручку во время написания текста.
  • Из-за того что на слух сказанное воспринимается неправильно, искажает произношение услышанных слов.
Симптоматика дислексии у взрослого человека

Все эти симптомы дислексии у взрослых не могут проявиться одновременно у одного человека. Чаще всего присутствует только часть из них, поэтому обычные люди не будут особо замечать каких-либо отклонений.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:

Обычно первые симптомы дислексии у детей родители замечают в школьном возрасте, когда у ребенка возникают трудности с обучением, в частности, с чтением. Не нужно сразу обвинять свое чадо в лени и наказывать малыша. Обратитесь к специалисту, чтобы разобраться в возможных причинах неуспеваемости в школе. Это могут быть проблемы со зрением, слухом и, наконец, дислексия, диагностировать которую нужно как можно раньше.